Снижение слуха у ребенка - причины и лечение. Глухота у детей: причины, признаки, лечение

Потеря слуха, или глухота – состояние, при котором младенец не в состоянии слышать звуки в одном или обоих ушах. Младенцы могут потерять слух полностью или частично обрести тугоухость.

Альтернативные названия: глухота у младенцев; нарушение слуха у младенцев; проводящая потеря слуха у младенцев; центральная потеря слуха у младенцев; нейросенсорная тугоухость у младенцев.

Причины и факторы риска глухоты у новорожденных

Некоторые младенцы могут иметь некоторую потерю слуха еще при рождении. Потеря слуха также может развиваться у детей, которые имели нормальный слух в младенчестве.

Потери слуха могут иметь место в одном или в обоих ушах. Они могут быть разной степени - легкой, средней, тяжелой или глубокой. Глубокая потеря слуха - это то, что большинство людей называет «глухотой».

Иногда потеря слуха становится сильнее, ухудшается с течением времени. В других случаях она остается стабильной.

Факторы риска у детской с тугоухостью

Семейная история потери слуха;
- низкий вес при рождении.
Потеря слуха может возникнуть и развиться, когда у ребенка есть проблемы в наружном или среднем ухе. Эти проблемы могут замедлить или предотвратить звуковые волны, проходящие через ухо (уши). Они включают:
- врожденные дефекты, которые вызывают изменения в структуре слухового прохода или среднего уха;
- скопление ушной серы;
- скопление жидкости за барабанной перепонкой:
- повреждение или разрыв барабанной перепонки;
- предметы, которые могли застрять в ушном канале;
- шрам или повреждение на барабанной перепонке от различных инфекций.

Другой тип потери слуха происходит из-за проблемы с внутренним ухом. Это может произойти, когда крошечные волосковые клетки (нервные окончания), которые двигают звук через ухо, повреждены. Этот тип потери слуха может быть вызван:

Воздействием некоторых токсичных химических веществ или лекарств - в то время, как младенец в утробе матери и вскоре после рождения младенца;
- генетическими нарушениями;
- инфекциями от матери, которые она передает своему ребенку еще в своей утробе (например, токсоплазмоз, корь или герпес, опоясывающий лишай волосистой части головы, или стригущий лишай волосистой части головы, или опоясывающий герпес);
- инфекции, которые могут повредить мозг после рождения – такие, как менингит.

Проблемы структуры внутреннего уха

Опухоли. Центральная потеря слуха возникает от повреждения самого слухового нерва или путей головного мозга, которые приводят к нерву. Это бывает редко у младенцев и детей.

Симптомы глухоты у младенцев

Признаки потери слуха у младенцев различаются по возрасту. Например:

Новорожденный ребенок с потерей слуха может не услышать громкий шум неподалеку;
- младенцы, которые должны реагировать на знакомые голоса, могут не проявлять реакцию на чей-то голос.

Дети должны использовать (произносить) отдельные слова в возрасте 15 месяцев и простые предложения из двух-трех слов в возрасте 2 лет. Если они не достигают этого в указанных возрастных вехах, то причиной этого может быть потеря слуха.

Некоторым детям не может быть диагностирована потеря слуха, пока они не учатся в школе. Это верно, даже если они уже родились с потерей слуха. Невнимательность и отставание в учебе могут быть признаками недиагностированной потери слуха у ребенка.

Диагностика глухоты у ребенка

Потеря слуха не дает ребенку слышать звуки ниже определенного уровня. Ребенок с нормальным слухом услышит звуки ниже этого уровня.

Врач должен будет изучить больного ушами ребенка. Обследование может показать проблемы с костями или признаки генетических изменений, которые могут привести к потере слуха у ребенка.

Врач обычно использует инструмент под названием «отоскоп» (отоскопия - осмотр наружного с применением специальных инструментов слухового прохода, барабанной перепонки, а при разрушении барабанной перепонки - барабанной полости. Под контролем отоскопии производят осмотр и чистку уха, удаление инородных тел, полипов и грануляций, а также разного рода операции - тимпанопункцию, парацентез), чтобы видеть ушной канал ребенка. Это позволяет врачу увидеть барабанную перепонку и найти проблемы, которые могут привести к потере слуха.

Два общих для всех теста используются для скрининга новорожденных на потерю слуха:

Слуховой тест на ответ ствола мозга;
- тест «отоакустическая эмиссия». Микрофоны, помещенные в ушах ребенка, могут обнаружить поблизости звуки. Эти звуки должны повториться в ушном канале. Если нет эха, то это верный признак потери слуха.
Младенцы и маленькие дети могут быть обучены через игру правильной реакции на звуки. Эти тесты, известные как «аудиометрия визуального отклика», и игры, могут лучше определить диапазон слуха ребенка.

Лечение глухоты у детей

Раннее, своевременное лечение потери слуха может позволить многим младенцам развивать нормальные языковые навыки без промедления. У младенцев, рожденных с потерей слуха, лечение должно начаться уже не позднее возраста 6 месяцев.

Лечение зависит от общего состояния здоровья ребенка и от причины потери у него слуха. Лечение может включать:

- логопедию (обучение слушанию и правильному произношению звуков и слов);
- обучение языку жестов;
- кохлеарный имплантат для людей с глубокой нейросенсорной тугоухостью. Он представляет собой медицинский протез, позволяющий компенсировать потерю слуха некоторым больным с выраженной или тяжелой степенью нейросенсорной или сенсоневральной тугоухости. Для компенсации потери слуха часто пациентам достаточно слуховых аппаратов, но иногда их применение не вполне эффективно. Кохлеарная имплантация - слухопротезирование, применяемое при неэффективности или низкой эффективности слуховых аппаратов в случае наличия у больных сенсоневральной потери слуха. Для установки кохлеарного имплантата требуется хирургическая операция;
- средства, воздействующие на инфекции;
- ушные трубки для лечения повторных инфекций уха;
- хирургическую операцию по коррекции структурных проблем.

Прогноз

Очень часто можно лечить потерю слуха, которая обусловлена проблемами в среднем ухе, лекарствами или хирургическим вмешательством. Однако нет никакого лечения потери слуха, вызванной повреждением внутреннего уха или слуховых нервов.
Насколько хорошо ребенок слышит, зависит от причины и тяжести потери им слуха. Достижения в области слуховых аппаратов и других устройств, а также в области речевой терапии, позволяют многим детям развивать нормальные языковые навыки в том же возрасте, что и их сверстники с нормальным слухом. Даже младенцы с глубокой потерей слуха при правильной комбинации лечения могут слышать довольно хорошо.
Если у ребенка имеется какое-либо заболевание, которое затрагивает также и слух, перспективы зависят от того, есть ли у ребенка также другие симптомы и проблемы.
Необходимо обратиться к врачу, если ребенок, особенно маленький, выражает признаки потери слуха: не реагирует на громкие звуки, не имитирует звуки, услышанные от окружающих, или не говорит в возрасте, в котором он уже должен начать говорить.
Если ребенку вставлен в ухо кохлеарный имплантат, настоятельно рекомендуем обратиться к врачу сразу же, если у ребенка поднялась высокая температура тела, а также возникли ригидность затылочных мышц, головная боль или ушная инфекция. Возможно, имплантат еще не прижился, и его нужно поправить, что должен сделать только опытный врач – возможно, даже хирург.

Профилактика

Невозможно предотвратить все случаи потери слуха у детей раннего возраста.

Женщины, которые планируют забеременеть, должны убедиться, что им были или своевременно будут сделаны все необходимые прививки.

Если женщина или ее партнер (муж) имеет семейную историю потери слуха, она может получить консультацию специалиста по генетике, прежде чем забеременеть.

Слух является одним из самых важных аспектов в полноценном развитии ребенка. Слух играет важную роль в становлении речи, мышления, познавательной активности. Появление тугоухости у малыша представляет собой большую проблему, которая оказывает огромный дискомфорт и массу проблем.

Тугоухость у детей – ухудшение слуха, которое различается степенью выраженности. В процессе данного нарушения слуховой функции затрудняется воспроизведение звуков. По данным статистики, в России детей с тугоухостью насчитывается порядка 600 тысяч. Стоит заметить, что некоторые малыши рождаются с врожденным дефектом органа слуха.

Данное заболевание характеризуется неполной утратой слуха, при которой больной воспринимает звуки очень неразборчиво. Специалисты отмечают 4 степени тугоухости. В зависимости от повышения степени, речь становится все менее разборчивой. Последняя степень граничит с полной потерей слуха.

Болезнь подразделяется по длительности:

  • Внезапное течение – возникает очень быстро, буквально за пару часов.
  • Острое – более постепенное ухудшение слуха, с начала которого прошло не более месяца. В большинстве случаев возникает в результате инфекции либо травмы.
  • Подострое – от момента ухудшения прошло 1-3 месяца.
  • Хроническое – человек болеет уже более 3-х месяцев. Данная стадия хуже всего поддается лечению.

По месту поражения слухового анализатора выделяют:

  • кондуктивную тугоухость;
  • невральную;
  • нейросенсорную;
  • сенсорную;
  • смешанную.

Если патология развивается только в одном ухе, соответственно, заболевание носит односторонний характер. Если сразу в обоих – двухсторонний.

1, 2, 3, 4 степени

Выделяя степень тяжести заболевания у детей, специалисты берут за основу результаты тональной, а также речевой аудиометрии:

  • 1 степень (колебания в пределах 26-40 дБ) – малыш может отчетливо слышать и понимать разговорную речь на протяжении 4-6 метров, шепот понимает с расстояния 1-3 метра. Затруднен разбор речи при постоянном шуме.
  • 2 степень (колебания в пределах 41-55 дБ) – ребенок понимает разговор на расстоянии 2-4 метров, шепот – с 1 метра.
  • 3 степень (колебания в пределах 56-70 дБ) – малыш различает речь на протяжении 1-2 метра, при этом шепот становится неразборчивым.
  • 4 степень (колебания в пределах 71-90 дБ) – разговорная речь совершенно не слышна.

В случае, когда слуховой порог превышает 91 дБ, специалисты ставят диагноз «глухота». В некоторых случаях удается предпринять определенные меры, способные приостановить прогрессирующий процесс снижения слуха, выяснив причины патологии.

Нейросенсорная

Нейросенсорная тугоухость представляет собой сочетание сенсорного и неврального типа. Поражению могут подвергнуться как один, так и несколько отделов: внутреннее ухо, слуховой нерв. Чаще всего нейросенсорный вид заболевания развивается в результате травм, полученных во время родов, а также при воздействии токсинов или вирусов.

Данная форма патологии чаще всего встречается у детей, примерно 91%. В 7% случаях отмечаются кондуктивные нарушения. Меньше всего наблюдается тугоухость смешанного вида.

Кондуктивная

Кондуктивная форма заболевания представляет собой нарушения, которые распространяются в области внешнего уха, а также барабанной перепонки и косточек среднего уха. В этом случае врачи отмечают 1 и 2 степень снижения слуха.

Как правило, причинами развития кондуктивного вида становятся:

  • серная пробка;
  • воспалительные процессы в ухе;
  • травмы барабанной перепонки;
  • сильное влияние шума;
  • разрастание косточки, находящейся в полости среднего уха.

Выявление проблемы со слухом на более ранних стадиях позволит избежать наступление глухоты и других серьезных осложнений. Лечением данной патологии должен заниматься квалифицированный специалист, который подберет индивидуальный курс и подход к проблеме.

Причины тугоухости у детей

На сегодняшний день специалисты не могут указать точных данных о том, по каким причинам может возникнуть данная болезнь. Однако, в последствии тщательного изучения этой патологии, выявили определенный ряд возможных провоцирующих факторов:

  • Наследственность – чаще всего в результате наследственности младенец приобретает нейросенсорный и смешанный вид патологии. При этом у ребенка необратимые изменения органа слуха, которые, в свою очередь, представляют собой двустороннее нарушение звуковосприятия. По данным статистики, в 80% патология появляется изолировано от других отклонений, в остальных случаях наряду с другими генетическими синдромами.
  • Негативное воздействие факторов, влияющих на внутриутробное развитие ребенка – в конце первого триместра беременности происходит формирование слуховых органов. Если в данный период женщина перенесла тяжелые инфекционные болезни, это негативно может отразиться на процессе развития органов слуха.
  • Определенные травмы в процессе родов.
  • Если беременная женщина вела нездоровый образ жизни и пренебрегала своевременными визитами к врачу.
  • Сахарный диабет у женщины.
  • Несовместимость крови матери и плода – данное состояние приводит к резус-конфликту и, в итоге, к нарушению формирования органов у плода.
  • Преждевременные роды – естественно, на момент преждевременных родов органы слуха полностью прошли формирование. Однако гипоксия, которая появляется в процессе родов, может оказать негативное влияние на слуховые органы.
  • Негативные последствия перенесенных инфекционных заболеваний – в некоторых случаях у ребенка могут возникнуть осложнения в виде тугоухости после краснухи, кори, герпеса и др.

Следует заметить, что к причинам приобретенного заболевания могут относиться:

  • серная пробка;
  • аденоиды;
  • повреждения барабанной перепонки;
  • тонзиллит;
  • отит;
  • различные травмы ушных отделов.

В некоторых случаях на развитие болезни в подростковом возрасте может повлиять системное прослушивание очень громкой музыки.

Диагностика

Во время беременности диагностика заключается в проведении скрининга. Дети, которые входят в группу риска врожденной тугоухости, должны подвергнуться более тщательному осмотру. Если новорожденный ребенок слышит отчетливо громкие звуки, у него отмечаются непроизвольные реакции в форме моргания, торможение сосательного рефлекса и т.д. В дальнейшем для определения нарушений проводится отоскопия.

Чтобы хорошо исследовать слуховую функцию у малышей более старшего возраста, проводится аудиометрия. С дошкольниками данную диагностику проводят в игровой форме, со школьниками проводят речевую и тональную аудиометрию. Если специалист обнаружил какие-либо отклонения, дальше используется электрокохлеография. С ее помощью можно выявить место поражения слухового органа.

Наряду с отоларингологом, диагностику тугоухости у детей проводят сурдологи и отоневрологи.

Лечится ли тугоухость у детей?

Тщательно проведенные диагностические мероприятия, а также своевременное и полноценное лечение могут повысить все шансы на то, что ребенок обретет полноценный слух. Стоит отметить, если данная патология взяла свое начало по причине осложнений заболеваний функциональной системы, в таком случае имеется шанс нормализовать слух. В том случае, если болезнь характеризуется сенсоневральными расстройствами, для восстановления потребуется проведение имплантации сенсоров. Конечно же, на положительный исход влияет время обращения к врачу: чем раньше вы начнете лечебные мероприятия, тем выше шансы.

Лечение

Лечение тугоухости у детей и дальнейшая их реабилитация подразделяются на четыре пункта:

  • медикаментозная терапия;
  • хирургия;
  • физиотерапия;
  • функциональное лечение.

Конечно, в очень редких случаях достаточно удалить серную пробку либо другой инородный предмет.

Если у ребенка отмечается кондуктивная тугоухость 2 степени и выше, при которой барабанная перепонка утратила свою целостность, врачи предпринимают решение о проведении операции, такой как мирингопластика, а также протезирование слуховых косточек.

Медикаментозное лечение болезни сенсоневрального вида подбирается, основываясь на степени тугоухости. Так, если ухудшение слуха было вызвано сосудистым происхождением, для восстановления кровоснабжения отделов внутреннего уха могут быть назначены:

  • Винпоцетин;
  • Папаверин;
  • Бендазол.

Снижение слуха инфекционного генеза, как правило, лечится нетоксичными антибактериальными препаратами.

Физиотерапия детишек, больных данным заболеванием, включает в себя следующие мероприятия:

  • электрофорез;
  • пневмомассаж барабанной перепонки;
  • магнитотерапия и др.

Стоит отметить, что в ряде случаев единственно верным и действенным методом лечения тугоухости является протезирование слуховых косточек.

Тугоухость у детей являет собой ухудшение слуха, которое может иметь разнообразную степень выраженности и существенно затрудняет восприятие ребенком речи и посторонних звуков. Тугоухость – это патология, сопровождающаяся частичной утратой слухового восприятия, а все звуки воспринимаются неразборчивыми и приглушенными. Причины тугоухости у детей могут быть как врожденными, так и полученными, то есть приобретенными.

Чаще всего заболевание встречается у людей старшего возраста, а также детей. Тугоухость у ребенка может возникать внезапно или развиваться постепенно. Как показывают результаты медицинских исследований, примерно у 0,5% маленьких пациентов заболевание носит врожденный характер, у более чем 82% — приобретенный, и патология развивается в первые 2-3 года жизни ребенка.

Симптомы ухудшенного слуха у детей можно заметить сразу же – младенец практически никак не отзывается на голос матери и других домочадцев, не слышит звуковые игрушки, нередко наблюдается нарушение психоэмоционального, речевого развития.

Патологию обязательно нужно лечить, так как это заболевание существенно затрудняет общение с окружающими людьми и может стать причиной развития серьезных осложнений, одним из которых является полная глухота.

Разновидности

Тугоухость у новорожденных, а также у более старших деток, подразделяется на несколько типов. Основываясь на типе происхождения заболевание, подразделяется на врожденную и приобретенную форму. Относительно конкретного места локализации в зоне слухового канала болезнь подразделяется на следующие типы:

  1. Нейросенсорная тугоухость у детей – патология формируется в результате патологического процесса в звуковоспринимающем аппарате. При этом может поражаться внутреннее ухо и слуховой нерв центральных участков звукового аппарата.
  2. Кондуктивная тугоухость у ребенка – в таком случае говорят о поражении отделов звукопроводящего аппарата (наружного и среднего уха, барабанной перепонки).
  3. Смешанный тип – сочетает в себе одновременное патологическое поражение аппарата звуковосприятия и звукопроведения.

Примерно в 90% снижение слуха у ребенка обусловлено нейросенсорной тугоухостью, 6-8% отводится кондуктивной разновидности, оставшаяся часть детей болеют смешанным типом заболевания. В зависимости от формы развития заболевания выделяется острая, подострая и хроническая разновидность. Острая тугоухость может развиваться за несколько часов или дней, прогрессирует стремительно.

Подострая форма заболевания – воспалительный процесс длится 4-12 недель. Хроническая тугоухость длится на протяжении многих недель и месяцев, данная форма патологии чаще всего приводит к глухоте. В зависимости от тяжести заболевания тугоухость может иметь несколько стадий развития:

  1. Снижение слуха у ребенка наблюдается на расстоянии – для того, чтобы слышать разговорную речь ему требуется 5-6 м, для шепота потребуется 1-2 м. Он плохо слышит при посторонних звуках, в толпе, при шуме, не различает удаленную речь.
  2. На второй стадии заболевания ребенок уже намного хуже распознает речь – разговор на расстоянии 2-3 м, шепот малышу удается услышать только с 1-1,5 м.
  3. Третья стадия тугоухости считается тяжелой, так как разговор ребенок может услышать с расстояния 1-1,5 м, шепот малыш вообще не различает.
  4. Наиболее тяжелой и запущенной считается четвертая стадия, при которой дети полностью не различают разговорную речь.

Лечение тугоухости у детей напрямую зависит от формы и степени тяжести заболевания. Наиболее тяжелой для лечения считается четвертая стадия – патология, которая является предвестником полной глухоты.

Причины

Как уже говорилось выше, различается врожденная тугоухость и приобретенная. Тугоухость передается по наследству – это означает, что причиной сниженного слуха у детей часто становятся имеющиеся генетические аномалии, которые передаются малышу от родителей. Следует отметить, что признаки наследственного заболевания не обязательно проявляются в младенческом возрасте. Всего 21-22% детей рождаются с патологиями слуха, которые могут передаваться по наследству, у многих малышей тугоухость впервые дает о себе знать только в детском или подростковом возрасте.

Врожденная патология у новорожденного также считается достаточно распространенным явлением. Ее причины могут быть следующими:

  1. Осложнения при родах, которые приводят к повреждениям центральной нервной системы малыша – например, гипоксия плода.
  2. Инфекционные болезни беременной женщины, в результате которых происходит передача возбудителей заболевания к плоду посредством плаценты. К таким болезням относятся сифилис, герпес, корь, ветрянка, свинка, скарлатина, краснуха, менингит, ВИЧ.
  3. Патологии при развитии беременности, которые приводят к различным нарушениям в нормальном развитии плода.
  4. Курение и употребление спиртных напитков беременной женщиной.

Тугоухость приобретенного типа может возникать людей разных возрастных категорий в результате патологий функционирования слухового анализатора. К основным факторам, которые могут спровоцировать развитие патологии, относятся различные травмы головы, воспалительные процессы в слуховом канале, осложнения различных инфекционных болезней (менингита, отита, тифа, токсоплазмоза), серьезные патологии ЛОР-органов.

Симптомы заболевания

Первый симптом того, что у ребенка имеется нарушение слуха – отсутствие какой-либо реакции на голос матери, отца и остальных членов семьи. Обычно даже новорожденные умеют различать голоса домочадцев и реагировать на них, поэтому отсутствие подобной реакции считается тревожным симптомом.

Также к характерным симптомам детской тугоухости можно отнести отсутствие реакции на шепот, посторонние звуки – например, шум на улице, звонок телефона или звук падающего предмета. Ребенок старается говорить как можно громче, чтобы его услышали, при попытке расслышать звук, он подходит непосредственно к его источнику.

Малыша обязательно нужно показать специалисту в том случае, если он не старается повернуть голову к источнику громкого шума, не воспринимает посторонних людей, не откликается на собственное имя, а ближе к 12 месяцам жизни не выговаривает ни одного слова.

Лечение

Лечение нейросенсорной тугоухости, как и остальных форм заболевания, зависит от типа и степени тяжести заболевания. Для лечения проблем слуха у малышей применяются консервативные и физиотерапевтические способы лечения, а в самых тяжелых случаях проводится оперативное вмешательство. Также операция в обязательном порядке проводится при выявлении у ребенка аномального строения барабанной перепонки, либо же слуховых косточек. Кроме того, нейросенсорная тугоухость может закончиться установкой слуховых протезов.

В том случае, когда причиной заболевания становится тяжелое инфекционное заболевание, без применения антибиотиков не обойтись. Конкретные антибактериальные препараты назначаются врачом – педиатром или отоларингологом с учетом возраста ребенка, формы и степени тяжести заболевания. Для улучшения мозгового кровообращения могут применяться такие лекарственные препараты, как Стугерон, Кавинтон, Циннаризин, Эуфеллин, Вазобрал. Также рекомендовано использование медикаментов для улучшения кровоснабжения внутреннего уха – для этого отлично подходит Плентал, Пирацетам, Пентоксифиллин, Трентал.

Дополнительно могут применяться лекарственные средства для улучшения обменных процессов в области головного мозга – Церебролизин, Солкосерил, Ноотропил, а также противовоспалительные лекарства, к которым относится Нимесулид, Ибупрофен.

Из физиологических процедур при нарушениях слуха у маленьких пациентов наиболее эффективными считаются.

Как известно, здоровые люди воспринимают окружающий мир с помощью пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Степень выраженности того или иного чувства может довольно сильно отличаться. Например, у одного человека острое обоняние, позволяющее вычленять отдельные компоненты из большого количества ингредиентов, составляющих духи, а другой не слышит запаха испорченной пищи. Среди пяти чувств для человека важнее всего зрение и слух: именно через них мы получаем максимальную информацию об окружающей обстановке. Если по какой-то причине человек, привыкший опираться на все свои пять чувств, утрачивает какое-то из них, то у него появляется, особенно на первых порах, острое чувство нехватки информации. Но бывают ситуации, когда по той или иной причине человек лишен полноценного восприятия мира уже с момента своего рождения или с раннего детства. Это ситуации, когда ослаблены зрение или слух. Число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации превышает 600 тыс. Считается, что на 1000 нормально слышащих новорожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости(так специалисты называют ослабленный слух). Если к этому числу детей с врожденной тугоухостью прибавить тех детей, которые рождаются с нормальным слухом, но по тем или иным причинам утрачивают его полноту, становится ясна актуальность этой проблемы. В этой статье мы затронем тему врожденной или приобретенной в грудном возрасте тугоухости.

Татьяна Савинова
Врач высшей категории, заведующаяДетским городским сурдологическимконсультативно-диагностическим центромВрач высшей категории, заведующаяДетским городским сурдологическимконсультативно-диагностическим центром

Что такое тугоухость и почему она возникает

В зависимости от места повреждения слухового анализатора врачи подразделяют тугоухость на сенсоневральную (звуковоспринимающую) и кондуктивную (звукопроводящую).

Сенсоневральная тугоухость обусловлена повреждением слухового нерва и внутреннего уха, иными словами – той части слухового анализатора, которая ответственна за восприятие и передачу импульсов в головной мозг.

Кондуктивная тугоухость возникает из-за нарушения нормального анатомического строения, вследствие чего нарушается проведение звуковых колебаний по наружному и среднему уху к внутреннему. В частности, к кондуктивной тугоухости относится повреждение барабанной перепонки, звуковых косточек среднего уха – осложнения острого отита, который мог протекать даже бессимптомно.

Снижение слуха может быть выражено в разной степени: от незначительного снижения слуха на одно ухо и до полной глухоты.

Какие дети обычно страдают тугоухостью? Перечислим факторы, которые могут привести к нарушению слуха:

1. Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности, особенно в первые три месяца беременности, когда происходит закладка органа слуха (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз).

2. Инфекционные заболевания в раннем возрасте: сепсис, вирусные инфекции, болезни ЛОР- органов, в т.ч. патология наружного и среднего уха.

3. Использование матерью во время беременности и ребенком медикаментов, обладающих токсическим воздействием на орган слуха (антибиотики группы аминогликозидов – стрептомицин, канамицин, гентамицин и др., фуросемид, аспирин).

4. Наследственные заболевания у родителей, сопровождающиеся поражением слухового анализатора. Вероятность развития тугоухости у ребенка, один из родителей которого болен, при некоторых формах тугоухости составляет до 50%.

5. Токсикозы беременности.

6. Асфиксия новорожденного.

7. Внутричерепная родовая травма.

8. Гемолитическая болезнь новорожденных.

9. Недоношенность (вес при рождении менее 1500 г).

10. Поражения внутреннего уха, возникшие в результате контузии.

11. Алкогольная и иная интоксикация во время беременности.

Диагноз- чем скорее тем лучше

Определять состояние слуха у детей первых месяцев жизни должны врачи или медсестры комнат здорового ребенка городских поликлиник с помощью прибора под названием «звукореактотест», который производит звуки определенной частоты.

При этом фиксируются реакции ребенка на сигналы. Такое исследование должно проводиться наравне с проверкой прибавки массы тела, полноценности питания ребенка, т.е. в ходе традиционного медицинского наблюдения ребенка первых месяцев жизни. Однако надо иметь в виду, что иногда этот тест в поликлинике не проводится. В этой ситуации родители сами могут, наблюдая за развитием ребенка, заподозрить какие-то отклонения, одной из причин которых может быть сниженный слух.

Для того, чтобы родители могли правильно оценить ситуацию, приведем этапы нормального развития грудного ребенка:

  • в возрасте 2-3 недель ребенок вздрагивает при громких звуках;
  • в возрасте 2-3 недель – замирает при звуке голоса;
  • в возрасте 1 месяца – поворачивается на звук голоса, звучащего позади него; в
  • возрасте 1-3 месяцев – оживляется, слыша голос матери;
  • в возрасте 1,5-6 месяцев – криком или широким открытием глаз реагирует на резкие звуки;
  • в возрасте 4 месяцев – поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса;
  • в 2-4 месяца появляется гуление;
  • в возрасте 4-5 месяцев гуление переходит в лепет, который становится более эмоциональным, когда в комнату входят родители;
  • в возрасте 8-10 месяцев ребенок осваивает произнесение новых звуков;
  • в 1 год – начинает произносить простые слова;
  • в любом возрасте – проявляет беспокойство во сне при громких звуках и голосах.

Ранняя диагностика тугоухости чрезвычайно важна, поскольку первые два года жизни во многих отношениях являются самыми важными для развития ребенка, в частности для развития его речи, интеллекта, эмоциональности. Ребенок как слышит, так и говорит. Не получая из_за тугоухости полной звуковой информации, ребенок воспроизводит ее по аналогии с услышанным. Кроме того, отсутствие коррекции сниженного слуха в первые два года жизни может оказать необратимое воздействие на способность использования остаточного слуха. Иными словами, без коррекции ребенок утрачивает способность использования звуковой информации.

Поэтому, заподозрив у ребенка нарушение слуха, родители должны обратиться в специализированное медицинское учреждение. В Москве это Детский городской сурдологический центр. Здесь с помощью современнейших диагностических методов ребенок даже первых дней жизни может быть обследован на предмет состоятельности слухового анализатора.

На всех этапах аудиологическое (инструментальное) обследование обязательно проводится параллельно с педагогическим. Данные аудиологического и педагогического обследования сопоставляют между собой, и только при их согласовании можно быть уверенным, что состояние слуха малыша определено объективно.

Как уже было сказано, ранняя диагностика на первых этапах опирается на наблюдения родителей (педагогический аспект обследования) и результаты обследования с помощью звукореактотеста.

Далее на приеме у ЛОР-врача или в специализированном сурдологическом учреждении состояние слуха у детей первого года жизни оценивается на основе выявления поведенческих реакций на разные звуковые стимулы по специальной методике. Таких методик существует несколько. В качестве звуковых стимулов используются звучащие игрушки (погремушки, резиновые пищащие игрушки, дудка, барабан и др.), тоны аудиометра, голос и шепот. Диагностика основана на выявлении тех частот звуковых сигналов, на которые ребенок демонстрирует поведенческую реакцию. Дело в том, что чем ниже частота звука, тем субъективно более громким он воспринимается; чем выше частота, тем звук кажется тише. Как правило, при тугоухости страдает восприятие высокочастотных звуков. Также в методике учитывается расстояние, с которого подается звук. Частота звучания каждой игрушки, голоса, шепота заведомо известна, поэтому, предъявляя ребенку звуки разных игрушек и отслеживая поведение и физиологические реакции малыша, врач может определить те частоты, которые ребенок воспринимает хуже.

К методам объективного исследования сохранности функции внутреннего уха относятся компьютерная аудиометрия, акустическая импедансометрия, метод отоакустической эмиссии и другие. Эти исследования проводятся с использованием новейших технологий и являются очень результативными и полезными в диагностике, особенно у грудных детей.

Окончательный аудиологический диагноз ставится на основании результатов нескольких методов исследования слуха, которые дополняют друг друга.

Лечение и реабилитация

Дальнейшая судьба ребенка с нарушенным слухом определяется следующими обстоятельствами:

  • возрастом, в котором произошло нарушение функции слуха;
  • сроком обнаружения тугоухости;
  • степенью снижения слуха;
  • правильностью оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, иными словами – тех возможностей слухового анализатора, на которые можно опираться в лечении и педагогической коррекции;
  • своевременностью начала ответных лечебных и педагогических шагов.

20 процентов всех случаев тугоухости относятся к кондуктивному типу и являются следствием острых и хронических отитов, к этой группе относятся и врожденные пороки развития наружного и среднего уха. В настоящее время оториноларингология обладает достаточно эффективными возможностями для лечения этих заболеваний и восстановления функции слуха. В этих случаях показано лечение основного заболевания, например антибактериальная терапия антибиотиками последних поколений при отитах и хирургическая коррекция врожденных или произошедших вследствие воспаления анатомических дефектов.

80 процентов, иными словами – подавляющее большинство всех больных, страдают сенсоневральной тугоухостью, для лечения которой до сих пор не найдено достаточно эффективных средств. Хотя делаются попытки восстановления слуха, утраченного в результате острых инфекций, таких как грипп, менингит и другие, с помощью лекарственных средств и гипербарической оксигенации. К сожалению, приходится констатировать, что в подавляющем большинстве таких случаев лечение также малоэффективно. В этой ситуации следует в срочном порядке обратиться к сурдологам, поскольку дети младшего возраста на фоне ослабления слуха быстро утрачивают речевой навык и потом для его восстановления требуются большие усилия. Важнейшим и нередко единственным способом социальной реабилитации детей с поражением слухового анализатора является слухопротезирование в сочетании с длительной педагогической коррекцией.

Необходимость слухопротезирования определяется специалистом после инструментального обследования ребенка. Оно проводится сразу после определения показаний, в том числе на первом году жизни ребенка.

Необходимость быстрого слухопротезирования после диагностики тугоухости определяется стремительным замедлением речевого, интеллектуального и эмоционального развития на первом – втором году жизни при отсутствии у ребенка звуковой стимуляции. Слуховые аппараты бывают трех типов: карманные, заушные и внутриушные. Наиболее часто для детей применяются заушные слуховые аппараты. Особые сложности возникают при слухопротезировании маленьких детей, потому что они не могут рассказать врачу о своих ощущениях. Если усиление звука очень велико, то появляется опасность травмы внутреннего уха, если недостаточно –слуховой аппарат не будет выполнять свою функцию. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был тщательно обследован в специализированном учреждении.

Для соединения уха малыша со слуховым аппаратом используется специальный ушной вкладыш. Он помещается в ушную раковину и слуховой проход. Вкладыши бывают стандартные и индивидуальные. Индивидуальные вкладыши формуются из специальной массы по слепку уха ребенка, что обеспечивает максимальное соответствие формы вкладыша строению наружного уха. При этом создаются оптимальные условия для коррекции слуха, эффективность слухопротезирования увеличивается. В нашем Центре детям со сниженным слухом с первых месяцев жизни и до 16 лет современный слуховой аппарат выдается бесплатно.

После изготовления и начала применения слухового аппарата наступает очередь сурдологопедического этапа, во время которого сурдопедагог обучает ребенка говорить, при необходимости читать по губам, применяются методики, стимулирующие речевую функцию, в частности пальчиковые игры. В Москве есть 12 детских садов и 7 школ для детей со сниженным слухом. В детских садах занятия проводятся настолько интенсивно и эффективно, что слабослышащие дети подчас опережают по своему интеллектуальному развитию детей с нормальным слухом. Дети даже при полной глухоте научаются говорить достаточно чисто.

В заключение подчеркну: очень важная роль в своевременной диагностике тугоухости и ее дальнейшей коррекции отводится родителям пострадавшего ребенка. Именно родители подчас являются той движущей силой, которая в конечном итоге помогает ребенку адаптироваться в обществе и максимально реализоваться. Чем раньше родители заметят отклонения в нормальном развитии ребенка и выявят снижение слуха, тем эффективнее будет дальнейшая работа врачей и педагогов. Помните: диагноз «тугоухость» не является приговором, препятствующим реализации потенциала, который заложила в ребенка природа.

Теги:

Понижение слуха различной степени выраженности, затрудняющее восприятие речи и окружающих звуков. Симптомами тугоухости у детей может служить отсутствие реакции на звук игрушки, материнский голос, зов, просьбы, шепотную речь; отсутствие гуления и лепета; нарушение речевого и психического развития и др. Диагностика тугоухости у детей включает проведение отоскопии, аудиометрии, акустической импедансометрии, регистрацию отоакустической эмиссии, определение слуховых ВП. С учетом причин и вида тугоухости у детей может использоваться медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, слухопротезирование, методы функциональной отохирургии, кохлеарная имплантация.

Общие сведения

Тугоухость у детей - нарушение слуховой функции, при котором восприятие звуков затруднено, но в той или иной степени сохранно. Тугоухость у детей является предметом изучения детской отоларингологии , сурдологии, отоневрологии. В России число детей и подростков с тугоухостью и глухотой составляет более 600 тысяч, при этом у 0,3% больных нарушения слуха носят врожденный характер, а у 80% малышей возникают в первые три года жизни. Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с развитием речевой функции и интеллекта ребенка, поэтому раннее выявление и реабилитация детей с тугоухостью является важно задачей практической педиатрии .

Классификация тугоухости у детей

С учетом этиологической обусловленности различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость у детей. В зависимости от локализации повреждения в слуховом анализаторе принято выделять:

  • нейросенсорную (сенсоневральную) тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата: внутреннего уха, слухового нерва или центральных отделов слухового анализатора.
  • кондуктивную тугоухость у детей, развивающуюся вследствие поражения звукопроводящего аппарата: наружного уха, барабанной перепонки и среднего уха (слуховых косточек).
  • смешанную тугоухость у детей, при которой одновременно нарушаются функции звукопроведения и звуковосприятия.

В структуре детской тугоухости в 91% случаев выявляются сенсоневральные поражения, в 7% - кондуктивные, в остальных – смешанные.

Степень тяжести тугоухости у детей оценивается на основании данных речевой и тональной аудиометрии:

  • 1 степень (26-40 дБ) – ребенок слышит разговорную речь с расстояния 4-6 м, шепотную речь – с расстояния 1-3 м; не различает речь на фоне постороннего шума, удаленную речь;
  • 2 степень (41-55 дБ) – ребенок различает разговорную речь только с расстояния 2-4 м, шепотную речь – с расстояния 1 м;
  • 3 степень (56-70 дБ) – ребенок слышит разговорную речь только с расстояния 1-2 м; шепотная речь становится неразличимой;
  • 4 степень (71-90 дБ) – ребенок не различает разговорную речь.

Повышение слухового порога выше 91 дБ расценивается как глухота.

По времени возникновения снижения слуха различают прелингвальную (наступившую до развития речи) и постлингвальную (наступившую после появления речи) тугоухость у детей.

Причины тугоухости у детей

Тугоухость на фоне терапии ототоксическими препаратами у детей обычно проявляется через 2-3 месяца после начала лечения и имеет двусторонний характер. Снижение слуха может достигать 40-60 дБ. Первыми признаками тугоухости у детей чаще выступают вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, головокружение), шум в ушах.

Диагностика тугоухости у детей

На этапе скрининга ведущая роль в диагностике тугоухости у детей отводится неонатологу , педиатру и детскому отоларингологу . Особое внимание в первый год жизни должно уделяться выявлению врожденной и наследственной тугоухости у детей групп риска. У хорошо слышащих новорожденных в ответ на звуки в норме регистрируются различные безусловные реакции (мигание, расширение зрачков, рефлекс Моро, торможение сосательного рефлекса и пр.). С 3-4 месяцев у ребенка можно определить способность к локализации источника звука. Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия .

Лечение тугоухости у детей

Все методы лечения и реабилитации детей с тугоухостью делятся на медикаментозные, физиотерапевтические, функциональные и хирургические. В ряде случаев бывает достаточно проведения несложных процедур (удаления серной пробки или удаления инородного тела уха) для восстановления слуха.

При кондуктивной тугоухости у детей, обусловленной нарушением целостности барабанной перепонки и слуховых косточек, обычно требуется проведение слухулучшающей операции (мирингопластики , тимпанопластики , протезирования слуховых косточек и пр.).

Лекарственная терапия сенсоневральной тугоухости у детей проводится с учетом этиологического фактора и степени тугоухости. При снижении слуха сосудистого генеза назначаются препараты, улучшающие церебральную гемодинамику и кровоснабжение внутреннего уха (винпоцетин, никотиновую кислоту, папаверин, эуфиллин, бендазол). При инфекционной природе тугоухости у детей препаратами первой линии являются нетоксичные антибиотики. При острых интоксикациях проводится дезинтоксикационная, дегидратационная и метаболическая терапия, гипербарическая оксигенация

Своевременное выявление тугоухости у детей позволяют избежать задержки речевого развития , отставания в интеллектуальном развитии, развития вторичных психологических наслоений. При раннем начале лечения тугоухости у детей в большинстве случаев удается добиться стабилизации слуха и успешно осуществлять реабилитационные мероприятия.

Профилактика тугоухости у детей включает исключение перинатальных факторов риска, проведение вакцинации, предупреждение заболеваний ЛОР-органов, отказ от приема ототоксических препаратов. Для обеспечения гармоничного развития детей, страдающих тугоухостью, им необходимо комплексное медико-педагогическое сопровождение на всех возрастных этапах.