Как обнаружить депрессию у детей. Детская депрессия: причины, симптомы, как лечить

Раньше психологи еще спорили по поводу того бывает ли у детей депрессия? Ведь такие проявления депрессивного состояния как снижение тонуса организма, отстранение от людей, заторможенные реакции, ощущение тоски и печали, ослабление интересов свойственно в основном взрослым людям.

Все эти признаки трудно выявить у детей, так как они у них слабо выражены и ребенок не всегда может сказать о своих чувствах, ощущениях. Сейчас уже доказано, что расстройства психики не могут появиться просто так.

Они передаются генетически, появляются вследствие неправильного воспитания или негативного влияния окружающего мира.

Обычно депрессия у детей характеризуется ухудшением здоровья. Чаще всего это такие недомогания как головокружение, нарушение сна, тошнота, слабость, вялость, различные болевые ощущения. Взрослые, наблюдая у ребенка все эти недомогания теряются, обращаются к врачам, а те в свою очередь делают анализы и не находят не заболеваний внутренних органов, не нарушений систем организма. При хронической депрессии в таком состоянии ребенок может находиться не один месяц. Чаще всего детей беспокоят болевые ощущения в животе и головные боли.

Обычно дети считают, что они неизлечимо больны. Это выражается в их постоянных упоминаниях о чьей-либо болезни или смерти, они зачастую встревожены без повода, нервны, плаксивы. Хоть тревоги их и кратковременны, но они сравнительно быстро переходят в постоянное немотивированное ощущение страха. Дитя начинает переживать, когда мама не приходит вовремя забирать его из детского сада. Он думает, что с мамой по дороге обязательно случилось что-то страшное: напали бандиты или произошла авария. Ребенок наряду с этими переживаниями начинает волноваться и за свою жизнь, здоровье.

Признаки депрессии в зависимости от возраста ребенка

Осенняя депрессия детей в разном возрасте проявляется по-разному. У совсем маленьких детей снижается аппетит, ребенок сбавляет в весе, становится капризным, замедляются его движения. У детей дошкольного возраста депрессия проявляется в виде выражении печали на лице, скупой мимики, старческой походки. Симптомы депрессивного состояния у младшего школьника: тоска, безразличие, замкнутость, отсутствие интереса к играм со сверстниками, школьным занятиям.

Самый частый признак появления депрессии у ребенка- жалобы на скуку, которые означают снижение интереса к жизни. Дети начинают часто и долго плакать и чем младше ребенок, тем более он слезлив. Причем депрессивный ребенок плачет по любому поводу: при замечаниях и поощрении, при обиде и даже радостном событии. Обычно свое плохое настроение дети считают виной родителей. Ребенок начинает постоянно высказывать упреки и претензии родителям. А при хронической депрессии, становясь старше, еще и угрожают им, вплоть до демонстративных попыток покончить с жизнью.

У школьников депрессия проявляется еще в трудностях запоминания и осмысления учебного материала. Дети не понимают прочитанный текст, намного больше времени тратят на выполнение домашнего задания. Ребенок становится медлительным, неловким, что детям этого возраста никак несвойственно. Дети в школе выглядят неуклюжими, вялыми, не хотят бегать и играть с одноклассниками на переменах, на физкультуре стоят в сторонке, отказываются посещать спортивные секции, в которые до начала депрессии сами и просились.

Депрессия бывает хронической, временной, сезонной. А какие же признаки осенней депрессии у детей?

Основные симптомы осенней депрессии у детей

  1. Постоянное ощущение скуки, изменения веса или снижение аппетита, отсутствие энергии.
  2. Низкая самооценка ребенка, неуверенность в себе, потеря интереса к ранее любимым занятиям.
  3. Появление чувства вины, безнадежности.
  4. Желание спрятаться от людей, избегание общения, частые разговоры о болезни или смерти.
  5. Периодическое и немотивированное раздражение, жалобы, крики, плач ребенка, частые прогулы в школе.
  6. Жалобы на плохое самочувствие, при этом враждебность и агрессивное поведение.
  7. Ребенок делает все назло родителям, считает их виновными в своей печали, негативному отношению к жизни.

Лечение депрессии

Не ждите, что депрессивное состояние у ребенка пройдет само. Нет, его нужно лечить. Как утверждают медицинские специалисты, чем раньше распознается депрессия, тем быстрее она лечится. Затягивать с лечением нельзя, так как депрессия может стать хронической, и тогда ребенка нужно будет постоянно пролечивать специальными средствами: антидепрессантами, травами, витаминами.

Малышей от депрессии обычно лечат игровой терапией, арттерапией, побуждая ребенка играть с куклами, заниматься творчеством, например, рисовать позитивные рисунки. Таким образом, малышам помогают открыто выражать свои чувства. С детьми постарше много разговаривают, чтобы ребенок не держал в себе переживания, полностью выговорился, раскрылся. Иногда прописывают антидепрессанты. Длительность терапии зависит от ряда причин, включая и степень депрессии.

Эффективным методом лечения депрессии является именно психотерапия, так как она помогает изменить негативное отношение к окружающему миру, улучшает общение с родителями и сверстниками. В состоянии депрессии необходимо обязательно проконсультироваться у психолога, психотерапевта или психиатра. Специалист поможет выявить причину депрессивного состояния ребенка.

Причиной осенней депрессии у ребенка может быть так же смена погоды, нехватка витаминов, нежелание идти в школу. Для скорейшего выздоровления ребенка необходимо уделять ему как можно больше внимания, сочувствовать, сопереживать, разговаривать с ним, отвлекать от мрачных мыслей. Старайтесь, чтобы ребенок был всегда среди людей, так он быстрее вернется к активной жизни.

Ответов

Пусть до сих пор не все и не всегда с этим соглашаются, но к нашему времени стало понятно, что страдать депрессией может и ребенок, даже младенец.

Такое запоздалое признание ранней, или инфантильной, депрессии объясняется целым рядом причин.

С одной стороны, клиническую депрессию часто бывает трудно отличить от депрессии обычной, бытовой, говоря о которой подразумевают практически любое плохое или подавленное, тоскливое настроение, потому что маленький ребенок не отдает себе отчета в причинах своего болезненного состояния.

С другой стороны, детство всегда превозносится как период беззаботности, а значит, ребенку не пристало страдать от каких-либо связанных с его существованием проблем! Еще и сегодня родители почти всегда убеждены, что несут ответственность за депрессию у своего ребенка, поскольку не сумели ее распознать и предупредить.

Надо помнить, что способность малыша «впадать в депрессию» - признак доброго здоровья.

Эта способность означает, что ребенок уже осознал существование предмета любви, которому он может, чаще всего нечаянно, повредить, причинить зло.

Чувство вины - основное в депрессивном состоянии - часто становится для ребенка еще и побудительной причиной для зарождения в нем человечности, желания заботиться о других.

Очень сильное чувство вины дети испытывают по отношению к своим родителям. В случае вынужденной разлуки первым чувством, которое возникает у ребенка, становится чувство вины: «Всё из-за меня?» - и это оно является отражением того, что чувствуют взрослые.

Признаки депрессии у детей

Наблюдать признаки депрессии можно и у совсем маленьких детей, задолго до того, как они смогут заговорить о чувстве вины.

Симптомы глубокой депрессии могут проявляться у младенцев, разлученных с матерями из-за госпитализации или из-за переезда, уже между тремя и шестью месяцами их жизни.

В наши дни это уже принимается во внимание, и лучшие неонаталогические службы стараются избежать необходимости оторвать ребенка от матери и всячески способствуют тому, чтобы сохранялась связь между малышом и его родителями.

Заметим, однако, что на самом-то деле депрессию вызывает не сама по себе разлука, а потеря надежды вновь обрести утерянную связь. Следовательно, для того чтобы у ребенка сформировалась депрессия, он должен быть разлучен с тем из родителей, с кем у него особенно прочная связь, на достаточно долгое время. Первая реакция на разлуку - не возникновение депрессии, а протест! И стало быть, следует отметить, что депрессия у самых маленьких всегда связана с внешними факторами: младенцы весьма чувствительны к разрыву связей и пробелам в непрерывности отношений.

У пятилетнего ребенка и детей старше пяти лет депрессия постепенно принимает различные формы.
По мере роста ребенка обнаруживается все более тесная связь депрессии прежде всего с внутренними конфликтами, хотя и внешние факторы по-прежнему играют важную роль.

Нужно всегда помнить, что депрессия у маленького ребенка - от шести месяцев до пяти лет - сильно отличается от той, какой она бывает у детей постарше и взрослых.

Несколько симптомов депрессии у младенца

— У младенца депрессия выражается, в первую очередь, в психомоторной заторможенности: глаза крохи широко открыты, но в них застыла печаль; взгляд внимательный. По этим признакам легко отличить клиническую депрессию от раннего детского аутизма, пусть даже ребенок и запаздывает в плане общения.

— Младенец, страдающий депрессией, общается меньше, чем здоровый: он не так активен, устанавливая отношения с взрослыми, которые за ним ухаживают.

— У малыша могут также наблюдаться расстройства сна, питания - вплоть до полного отказа от пищи, задержки в развитии, отставание в речи.

С полутора до трех лет

— Наблюдается та же симптоматика, что у младенцев, сопровождающаяся апатией и отсутствием интереса к игре.

— Заболевание часто бывает связано с травмирующими событиями или стрессами: депрессию у ребенка может вызвать, например, болезнь или госпитализация, даже при том, что вы будете рядом с ним.

— Депрессия в этом возрасте приводит к задержке развития, но если депрессия длится недолго, то и развитие задерживается ненадолго.

Что делать если у ребенка депрессия

У ребенка от трех до шести лет

Когда речь идет о ребенке этого возраста, следует рассматривать самые разные ситуации, ибо повлиять на его настроение и состояние может огромное количество событий.

— Если ребенок говорит уже достаточно хорошо для того, чтобы выразить, что его печалит, - вы можете обсудить с ним причины грусти или тревоги.

— Если дело в разводе родителей, найдите время поговорить с ребенком, чтобы убедиться: он не отождествляет себя с расстроенными событием матерью или отцом, которые изо всех сил стараются скрыть свою депрессию.

— Если в семье траур, депрессия у ребенка может быть эхом переживаний родителей.

Депрессия у ребенка нередко служит «ключом» к депрессии у родителей, но детская депрессия чаще всего находит более яркое выражение.

— В таких случаях следует обращаться к семейному психологу (психотерапевту) или к специалистам по оказанию помощи родителям с детьми, чтобы психологическая помощь была оказана сразу всем.

Чем младше ребенок, тем чаще депрессия выражается у него в соматических или поведенческих реакциях.

— У малыша могут появиться расстройства сна. Совсем маленький ребенок может также жаловаться на боли в том или ином месте или выглядеть очень заторможенным.

— Еще одной маской депрессии может служить гиперактивность, но в таких случаях депрессию труднее распознать из-за чрезмерной подвижности ребенка.

Отличить истинно депрессивное состояние от простой реакции на событие легче всего по продолжительности.

— Диагностировать заболевание следует исключительно у детского психиатра (психотерапевта) или психолога.

— Лечение лучше всего доверить детскому психотерапевту, причем родителям также рекомендуется параллельно работать со специалистом.

В случае если депрессия у вашего ребенка возникла вследствие чувства стыда или недооценки, будьте особенно внимательны! Дело тут в том, что задета нарциссическая составляющая, которая есть у каждой личности, его самооценка и вера в себя. Ребенок в состоянии депрессии способен чувствовать себя потерпевшим неудачу, проигравшим не только тогда, когда это происходит на самом деле: неудача, поражение могут быть и предположительными, воображаемыми. Если, в частности, малышу плохо в детском саду, это может чрезвычайно сильно воздействовать на всю его жизнь, ощущение себя как «плохого» вырастет как на дрожжах.

— В дополнение к помощи психотерапевта в таких случаях рекомендуется помощь педагогов и психологов.

— Могут оказаться полезны терапевтические группы .

Естественно, не стоит прибегать ко всем этим видам помощи одновременно, но нет сомнений, что именно все они вместе могут способствовать восстановлению у ребенка правильного восприятия себя самого.
Депрессии, связанные с неосознанным чувством вины, относительно часты с шести-семи лет до начала подросткового возраста - это время в психоанализе называется латентным периодом .

Нельзя пренебрегать подобным состоянием и надо помнить, что в этих случаях часто оказывается эффективной работа с психотерапевтом, потому что ребенку такого возраста куда легче выразить свои чувства и ощущения в словах.

Депрессию у ребенка нельзя лечить лекарственными средствами!

Послеродовая депрессия у матери

Послеродовая депрессия встречается у женщин достаточно часто. Не бойтесь «заразить» своей депрессией малыша, не отказывайтесь от ухода за ним - совсем наоборот. Вреда депрессивная мама ребенку не принесет, но она нуждается в помощи, особенно во всем, что касается ухода за младенцем - как в плане материальном, так и в плане отношений в семье.

В этот период вы можете не испытывать никакого желания возиться с сыном или дочерью - это нормально, пусть даже и способно усилить у вас чувство вины.

— Не стесняйтесь просить о помощи окружающих и, если есть необходимость позвольте себе отдохнуть.
— Обратитесь за помощью к психотерапевту, с ним можно работать индивидуально или в группе.

Самое вредное для ребенка - когда мать отрицает свою депрессию и делает вид, что с ней все в порядке.

Терапевтические группы создаются для обмена опытом в решении проблем, оказании друг другу поддержки на пути к здоровью и счастью. В этом исцеляющем пространстве под руководством специалиста собираются люди, переживающие схожие сложности в жизни.
Вслед за Фрейдом многие психологи и психиатры считают этот период фазой временной бездеятельности, когда в психическом развитии ребенка почти ничего не происходит.

Существует распространенное мнение о том, что дети легче переносят травмирующие события. Действительно, их психика довольно гибкая и потому редко подолгу зацикливается на переживаемом объекте. Однако, и маленький ребенок, особенно достигший пяти-семи лет, может страдать от депрессии. Причин для развития депрессии великое множество.

Депрессия у детей – явление не такое уже редкое. Многие родители хватаются за голову и не знают, как правильно поступить, обнаруживая у своего любимого чада явные симптомы депрессии. Современный ритм жизни, наличие постоянных стрессов, напряженная обстановка в семье, где растет малыш – все это может существенно повлиять на его индивидуальное мировосприятие. Дошкольники нередко страдают боязнью темноты или страхом того, что родители перестанут их любить.

Несмотря на то, что депрессия может возникнуть у кого угодно, обычно для такого состояния нужны веские основания. Причины депрессии обычно бывают связаны с длительным напряжением внутри семьи, с разводом родителей или другими эмоциональными потрясениями. Часто симптомы депрессии у ребенка сильно тревожат заботливых маму и папу, они хотят помочь своему чаду обрести душевное равновесие. Каковы же могут быть явные причины формирования депрессии у ребенка? Попробуем разобраться!

Обстановка дома

Депрессия у детей может возникнуть в том случае, когда они неуютно чувствуют себя среди самых близких людей. В семье, где часто происходят ссоры, малыш чувствует себя лишним, нелюбимым и нежеланным. У него даже может возникнуть предположение, что родители жалеют о том, что он вообще появился на свет. Такого ребенка постоянно преследуют мысли о собственной ничтожности, и потребуется большая работа с психологом для того, чтобы изменить это убеждение. Домашняя обстановка прямым образом влияет на способность воспринимать происходящие события. Если ребенку не уделяется достаточно внимания, любви и ласки, то до формирования депрессии остается недалеко.

Подростковый период

Если сопутствует времени ярко выраженного пубертата, то ее часто принимают за норму. Дело в том, что возрастной период от тринадцати до шестнадцати лет характеризуется повышенной тревожностью, мнительностью, скованностью или, напротив, агрессивностью. В это время внимание ребенка целиком приковано к собственным чувствам. Он может чувствовать себя несчастным уже потому, что чем-то отличается от сверстников. Молодой человек или девушка подвергают тщательному анализу все, что происходит. Так появляется потребность отыскать свою собственную правду. Проблемы, которые волнуют подростков, взрослым кажутся надуманными и несущественными. Может быть, это происходит потому, что взрослые забыли, как сами переживали кризис подросткового периода? Депрессия – частый спутник тех ребят, у кого нет друзей, кого никто не понимает.

Смена места учебы

Другой причиной формирования депрессии нередко становится смена места учебы. Если родители внезапно продают квартиру и переезжают в другой город, то ребенок вынужден последовать за ними. Часто несовершеннолетнего никто и не спрашивает, хочет ли он оставлять школу, друзей. Ему волею судьбы приходится менять привычный круг общения. Просто так складываются обстоятельства, и именно они определяют дальнейшие действия родителей. Подстраиваясь под изменившиеся условия, ребенок чувствует себя несчастным, и у него формируется депрессия. Лучше всего никогда не торопить события и дать ребенку закончить хотя бы учебный год. Срывание его посреди процесса нередко грозит более серьезными последствиями, чем сама депрессия.

Отношения со сверстниками

Когда ребенка не принимают в детском коллективе, это сильно ранит психику . В таком случае он может стать нервным, раздражительным, неуправляемым. Отношения со сверстниками имеют большое значение для каждого человека. В детском же возрасте любые неудачи кажутся непоправимой трагедией. Малыш может начать считать себя неудачником только потому, что не понимает, почему его отталкивает коллектив. Депрессия здесь выступает не причиной, а способом самому разобраться в сложившейся ситуации.

Проблемы с обучением

Довольно распространенной причиной депрессии у ребенка могут быть трудности с освоением тех или иных школьных предметов. Когда что-то не получается долгое время, охватывает отчаяние, пропадает желание действовать и воплощать в жизнь свои сокровенные мечты. Ребенок, который по каким-то причинам плохо усваивает изучаемый материал, чувствует себя изгоем среди сверстников. У него резко падает самооценка, он начинает вести себя не самым лучшим образом. Проблемы с обучением вполне могут явиться причиной затяжной депрессии. Особенно тогда, когда ребенок не рассказывает о возникших сложностях родителям, а предпочитает держать все в себе.

Депрессию сложно не заметить. Она настолько явственно выражает себя, что окружающие обязательно заподозрят неладное. Симптомы депрессии обычно четко видны близким того человека, который от нее страдает. Сами симптомы указывают на необходимость задуматься о том, что происходит с ребенком и как ему можно помочь. Причины у депрессии могут быть разными, но проявления примерно одинаковые. Причем, это касается как детей, так и взрослых.

Сниженный фон настроения

Ребенка, пребывающего в депрессии, невозможно ничем развеселить. Глядя на него, создается впечатление, что он полностью сосредоточен на своем внутреннем мире. Нередко он уединяется от других детей и не реагирует на внешние раздражители. Излишне печальный, замкнутый ребенок должен привлечь внимание воспитателей и учителей, однако на деле это происходит не всегда. Постоянная подавленность является главным симптомом депрессии. Взрослым необходимо быть предельно внимательными к тому, что происходит с детьми. Не допускайте, чтобы ребенок страдал. Сниженный фон настроения проявляется в ярком нежелании действовать. Ребенок становится вялым, апатичным, отказывается взаимодействовать с другими детьми. Он может стать раздражительным и даже агрессивным, сильно замкнуться в себе. Любимые игрушки перестают доставлять удовольствие, ему все чаще кажется, что он никому не нужен.

Нарушения сна и аппетита

Если ребенок плохо ест, отказывается даже от любимых лакомств, этот симптом указывает на наличие какого-то неблагополучия внутри психики. Нарушения сна может свидетельствовать о тревожном расстройстве. Обычно в этот момент ребенок становится более плаксивым и апатичным, его преследуют различные страхи. Привычные действия теперь могут вызывать у него опасения. Не всегда взрослые столь внимательны к ребенку, не всегда могут сразу определить причину изменившегося поведения. Явным симптомом депрессии является снижение аппетита до такой степени, что приходится кормить малыша чуть ли не насильно. Если дошкольник боится спать один в своей комнате, это тоже говорит о расстройстве.

Внезапное изменение веса

Если ребенок резко худеет или, напротив, набирает вес – это симптом неблагополучия в его организме. Иногда такие проявления могут указывать на снижение иммунитета. Однако в ряде случаев у ребенка действительно происходит развитие депрессии. Любое резкое колебание веса в той или иной степени связано с психологическими причинами. Обычно стойкое депрессивное состояние развивается у ребенка на фоне пережитого сильного потрясения. Его могут мучить головные боли, а по ночам сниться кошмары.

Физические недомогания

Если ребенок часто болеет, родителям стоит призадуматься. Даже банальная простуда не может появляться просто так, без видимых на то оснований. Можно оправдывать собственное бездействие слабым иммунитетом ребенка, однако, даже в этом случае с проблемой необходимо работать: укреплять малыша физически, прибегать к закаливанию, нормализовать правильное питание. Физические недомогания, появляющиеся постоянно, могут свидетельствовать о депрессии. Оставайтесь внимательными к своему ребенку, не допускайте, чтобы он жил в собственных страхах. Детскую психику достаточно легко травмировать, а вот исправлять последствия становится значительно труднее.

Лечение депрессии у детей

Депрессия у детей – это серьезный повод для беспокойства. Здесь не обойтись обычным лечением, как в случае с физическими болезнями. Необходимо подключить душевное тепло и искреннюю заботу. Все-таки ребенок должен жить как можно более беззаботно и радоваться жизни. Неправильно, когда малыш слишком часто грустит или излишне погружен в себя. Лечение целесообразно начинать после того, как все симптомы подтвердятся. Родительское сердце всегда подскажет, как правильно поступить. Ниже изложены действенные рекомендации, которые помогут ребенку справиться с расстройством.

Консультация психолога

Лечение этого проявления неблагополучия лучше проводить с консультации специалиста. Дело в том, что сами родители могут не знать и не понимать многих тонкостей в развитии малыша: время возрастных кризисов, особенностей их протекания и т.д. Психолог подскажет, как лучше выстраивать взаимодействие с ребенком, на что следует обратить пристальное внимание. Как правило, дети после визита к психологу становятся уравновешеннее, начинают смотреть на мир более позитивно.

Медикаментозная помощь

Она может понадобиться в том случае, когда требуется более серьезное лечение, и процесс стал выходить из-под контроля. Медикаментозное лечение должно осуществляться только по показаниям врача. Самостоятельное назначение может привести к необратимым последствиям. Здесь недопустимы эксперименты над ребенком, так как это может повлиять на его дальнейшее физическое и психическое здоровье. К медикаментозной помощи, как правило, прибегают в самую последнюю очередь, когда уже испробованы все другие методы воздействия.

Арт-терапия

Этот метод хорошо зарекомендовал себя в психотерапии. Лечение будет весьма эффективным, если позволить ребенку сполна выразить свои чувства на бумаге. Как правило, трудностей в проведении этот вариант не вызывает, обычно дети не отказываются что-то нарисовать по просьбе взрослого. Арт-терапия – прекрасный способ избавиться от навязчивых страхов, сомнений и патологических состояний. С помощью цветных карандашей и листа бумаги ребенок сможет освободиться от тревожащих его образов, которые до этого жили в голове. Стоит помнить о том, что депрессия у детей появляется вследствие неправильного отношения взрослого. Когда ребенку не хватает внимания и любви, он учится добиваться желаемого разными способами. Арт-терапия способна обнаружить многие скрытые факторы, которые долгое время не замечаются родителями.

Благополучные условия

Чтобы избавить ребенка от депрессии, нужно, прежде всего, создать дома соответствующую обстановку. Малыш должен чувствовать себя защищенным от всего на свете. Хорошо, если у вашего сына или дочери будет иметься собственное пространство. Личная комната позволяет определить индивидуальные границы, дать малышу чувство благополучия. Также малыш обязательно должен чувствовать, что в семье его любят и принимают таким, какой он есть на самом деле. Это большая редкость, поскольку очень многие люди стремятся «переделать» своих родственников. Лучшим лечением станет спокойная умиротворяющая атмосфера. Идеальным вариантом будет смена привычной обстановки на время. Если позволяют денежные средства, можно куда-то отправиться вместе с ребенком: в санаторий, лагерь, в путешествие или курорт. Вы сами и ребенок получите массу положительных впечатлений.

Таким образом, депрессия у детей – это состояние, которое в обязательном порядке нуждается в коррекции. Лечение должно быть основано на любви и всецелом принятии, только тогда от него будет действительно ощутимая польза.

Депрессия у детей - это аффективное расстройство, которое сопровождается резким понижением настроения, ребенок не может чувствовать радость, у него развивается негативное мышление. А также наблюдается повышенная тревога, появляются ранее неизвестные ребенку страхи и фобии, появляются проблемы с социальной адаптацией. Заметны и соматические симптомы в виде головной боли, нарушенного пищеварения и общего недомогания. Более подробно о том, как вывести ребенка из депрессии, рассказывается в этой статье.

Общие сведения

Для начала хотелось бы разобраться в вопросе, что же такое депрессия и каково ее происхождение. Само слово пришло к нам из латинского языка и в переводе означает "давление", "подавлять". Проблема эта довольно распространенная и с каждым годом число обратившихся за помощью родителей растет. Может возникнуть депрессия у ребенка в год и значительно позже. Раннее депрессивное состояние говорит о том, что подобные проблемы будут беспокоить и подростка, а затем взрослого человека. Специалисты отметили, что заболевание это относится к сезонным, поскольку основной пик заболеваемости приходится на

Основные причины

Прежде чем говорить о способах лечения и методах профилактики, хотелось бы выделить причины депрессии у детей. Для каждого возрастного периода они разные. Когда ребенку 2 года, депрессия может иметь следующие причины:

  1. Поражения ЦНС. Подобное аффективное нарушение может быть результатом повреждения клеток мозга, которое может произойти из-за ряда патологий: родовая асфиксия, внутриутробная гипоксия или другие внутриутробные инфекции, нейроинфекции.
  2. Наследственная предрасположенность. Особенно подвержены депрессиям дети, ближайшие родственники которых имеют какие-то психические заболевания или же проблемы в области неврологии. Если вам известны подобные факты, то об этом нужно обязательно сообщить лечащему врачу.
  3. Сложные отношения в семье. Многое зависит от того, какая атмосфера в семье. Очень тяжело переносят маленькие дети разрыв с матерью или же ее эмоциональную отдаленность (алкоголизм, наркомания). Дети, живущие в условиях постоянных скандалов или подвержены насилию со стороны родителей, довольно часто чувствуют себя подавлено и впадают в депрессивное состояние.

Стоит отметить, что депрессия с маленькими детьми случается редко и если это происходит, то причина кроется во взаимоотношениях в семье.

Причины депрессии у дошкольника

Депрессия у ребенка 5 лет может проявиться на фоне того, что он знакомится с обществом, начинается активный процесс его социализации уже вне семьи. В этом возрасте или немного раньше малыши начинают посещать детский сад, где знакомятся с новыми детьми, порядками, правилами. В этом возрасте причины могут быть биологические или же на может повлиять неспособность ребенка укрепиться в новом коллективе.

  1. Стиль воспитания. Некоторые родители устанавливают тотальный контроль за своим чадом, он постоянно находится под опекой, по отношению к некоторым детям применяют насилие, ведут себя агрессивно. На фоне всего этого уровень невротизации ползет вверх и, конечно же, возникает депрессия.
  2. Социальные отношения. Когда ребенок идет в детский сад, он попадает в новый коллектив, и такого опыта общения у него еще не было. Могут возникать проблемы в общении со сверстниками или же ребенок не хочет подчиняться указаниям педагога. Все это накладывает отпечаток на эмоциональное состояние малыша.

Депрессия у младшего школьника

Что касается детей школьного возраста, то у них все перечисленные выше причины сохраняются и к ним добавляются новые. В этом возрасте ребенок идет в школу и снова попадает в новый коллектив. В школе требования к детям значительно выше, растет учебная нагрузка, родители могут многого требовать от новоиспеченного ученика. Особенно усложняет состояние ребенка то, что он не может справиться с тем, чего хотят от него взрослые. В результате этого у него может не только развиться депрессия, но и сильно упасть самооценка.

Классификация депрессий

Существует сразу несколько классификаций депрессии у детей. В первую очередь, хочется выделить те состояния, которые различаются по своей продолжительности и полноте проявлений. Здесь выделяются:

Далее депрессии различают по характеру течения: адинамическая форма, для которой характерна сильная вялость ребенка, замедленные действия и монотонность, а также тревожную форму. Во второй можно наблюдать возникновение множества страхов и фобий у ребенка, он теряет спокойный сон, часто его мучат кошмары, малыш может стать слишком плаксивым.

Если обратиться к российским психиатрическим руководствам, то там можно найти следующую классификацию:

  1. Тревожное расстройство, которое было вызвано разлукой с кем-либо (чаще с матерью).
  2. Фобическое расстройство. Может быть диагностировано в том случае, если у ребенка были обнаружены некоторые страхи, которые этому возрасту не присущи.
  3. Социальное тревожное расстройство. Когда ребенок попадает в новый коллектив или же находится в незнакомой для него ситуации, у него может возникать сильная тревога, на фоне которой мы наблюдаем депрессию.
  4. Смешанные расстройства эмоций и поведения. К уже упомянутой тревоге и боязливости добавляются заметные нарушения в поведении. Ребенок может стать замкнутым и слишком агрессивным, любые социальные нормы перестают существовать для него.

Симптомы детской депрессии

Признаки депрессии у детей выявить сложно, поскольку они могут быть хорошо замаскированы. Маленькие дети еще не могут осознавать, что с ними происходит, почему у них портится настроение и, соответственно, не могут на это пожаловаться. Определить наличие депрессии можно по соматическим симптомам и по явно проявляющей себя тревожности.

Соматические признаки не заметить трудно. Ребенок может начать резко терять в весе, пропадает аппетит и сильно нарушается сон, наблюдается запор или диарея, малыш может жаловаться на различные боли в области головы, живота, различных мышц и суставов, сильно учащается сердцебиение. Если ребенок уже ходит в детский сад, то он может жаловаться на постоянную усталость, изъявлять желание отдохнуть, поспать. Школьники начинают симулировать различные заболевания, чтобы привлечь к себе внимание.

Что касается эмоционального состояния, то здесь, безусловно, проявляется тревожность. Ребенок весь день пребывает в напряжении, а ближе к вечеру все его страхи начинают усиливаться и достигают своего апогея ночью. Объяснить появление тревоги практически невозможно, поскольку даже сам ребенок не знает причины. Совсем маленькие детки очень много кричат и начинают плакать по любому поводу, особенно сильно их расстраивает уход мамы или же смена привычной обстановки, появление новых людей.

Могут возникнуть серьезные проблемы с адаптацией в детском саду и проблема эта довольно распространенная. Поскольку они думают, что мама отвела их туда навсегда и больше никогда не заберет. Но даже, когда они начинают понимать, что остаются здесь лишь на некоторое время, появляется новый страх, что мама просто забудет забрать его сегодня. С возрастом страхи не проходят, а лишь усиливаются, поскольку ребенок растет и его воображение начинает работать быстрее. Он начинает задумываться о смерти родителей, войне или о несчастных случаях. Именно в такие периоды развиваются фобии, которые потом преследуют человека на протяжении всей жизни. Таковым может быть портрет ребенка с тоскливой депрессией.

У школьников дела обстоят еще сложнее, поскольку они начинают терять интерес к жизни. Пропадает желание учиться, ходить в школу, общаться со сверстниками на уроках и во дворе. Они все чаще жалуются на скуку. Ребенок начинает чаще плакать, может нагрубить родителям и просто знакомым. На фоне всего этого можно наблюдать школьную дезадаптацию, когда у детей просто нет желания посещать учебное учреждение или учить уроки. Отсюда выплывает плохая успеваемость, проблемы в общении с одноклассниками.

Возможные осложнения

Осложнения детской депрессии могут быть самыми разными. Почти в пятидесяти процентах случаев появляются дополнительные расстройства в поведении и настроении. А более пятидесяти процентов пациентов потом получают тревожное расстройство. Большая часть больных навсегда остаются с серьезными нарушениями поведения, около двадцати процентов получают дистимию и почти тридцать процентов субстанционную зависимость. Но все это мелочи по сравнению с самым опасным результатом депрессии - суицидом. Больше половины больных детей задумываются о суициде и половина из них эти замыслы реализует. И каждая вторая попытка заканчивается, увы, "успешно".

Избежать всего этого можно лишь при проведении своевременной диагностики.

Диагностика

Давайте выясним, когда у ребенка депрессия, что делать маме и к какому врачу идти. Диагностику проводит сразу несколько специалистов: педиатр, психиатр и детский невролог. Пока ребенку не исполнилось четырех лет, используют метод исключения, проверяют наследственность пациента, состояние его ЦНС. В старшем возрасте врачей уже будет интересовать эмоциональное состояние ребенка, специалисты будут выявлять социальные причины, которые могли подобным образом повлиять на состояние малыша. Есть целый свод мероприятий, после проведения которых можно точно установить диагноз:

  1. Консультация у педиатра. Специалист должен провести полный осмотр пациента и поговорить с родителями, после чего ребенок сдает все анализы, чтобы исключить соматические заболевания.
  2. Обращение к узким специалистам. Если со своей стороны педиатр не видит никаких нарушений, то ребенок отправляется к другим специалистам, чтобы хирург, дерматолог и другие доктора, могли полностью исключить соматические заболевания.
  3. Консультация невролога. Этот специалист также проводит полный осмотр и назначает несколько исследований: УЗИ, МРТ головного мозга, ЭЭГ. По результатам этих анализов можно будет установить биологическую основу появившейся депрессии.
  4. Консультация психиатра. Только после исключения всех соматических расстройств, пациент может отправиться к психиатру, который будет исследовать поведение ребенка, оценит его эмоциональные реакции. Его задача - выяснить психологические причины депрессии и на основе своих наблюдений, а также на основе заключение невролога и педиатра установить точный диагноз.
  5. Клинический психолог. Последним с ребенком работает психолог. Когда малышу уже исполнилось четыре года, можно смело применять различные тесты и методики. Особенно эффективными в данном случае считаются рисуночные тесты, с помощью которых можно интерпретировать образный материал. Чаще всего психологи используют такие тесты как: "Дом. Дерево. Человек.", "Несуществующее животное", "Моя семья", тест Розенцвейга.

Лечение депрессии у ребенка

Лечить депрессию можно, используя лекарственную терапию и детскую психотерапию. Параллельно также могут проводиться мероприятия по социальной реабилитации. В комплексный подход включены:

  • Употребление антидепрессантов. Чаще всего специалисты рекомендуют употреблять селективные ингибиторы обратного захвата серотонина. Первый результат их действия можно заметить через несколько недель, побочных действий практически не имеют. Эти средства способны успокоить, обезболить, сгладить все проявления паники, избавить от множества фобий.
  • Когнитивно-бихевиоральная терапия. Такую терапию проводит психолог, где учит ребенка проявлять свои чувства и эмоции, всячески поддерживает ребенка, используя различные техники, пытается изменить настроение и поведение своего маленького пациента. Основывается данный метод на расслаблении, используются дыхательные упражнения. Также весьма эффективно применение проективных методик. Здесь не только рисование, но и лепка, сказкотерапия.
  • Семейная психотерапия. Во время таких занятий специалист работает не только с ребенком, но и с его родителями. Цель занятий - восстановить гармоничные отношения в семье, помочь членам семьи найти "общий язык". Здесь родители должны научиться понимать своего ребенка, суметь помочь ему в трудной ситуации, сделать все для его скорейшего выздоровления.

Методы профилактики

Если у ребенка уже была депрессия ранее, то есть риск того, что произойдет повтор. Двадцать пять процентов детей уже через год вновь страдают от депрессии, у сорока процентов рецидив происходит через два года, и у семидесяти процентов проблема наблюдается повторно через пять лет. Почти у сорока процентов взрослых людей, которые в детском возрасте перенесли депрессию, диагностируют биполярное расстройство личности.

Своевременная профилактика позволит снизить риск возникновения первого эпизода и поможет предотвратить рецидив. Первое, с чего стоит начать, создать благоприятную атмосферу в семье, поддерживать доверительные отношения между членами семьи, всячески поддерживать ребенка в его начинаниях и принимать участие в его делах. Не стоит забывать о посещении специалистов, чтобы они контролировали эмоциональное состояние ребенка. Если есть необходимость, следует принимать необходимые препараты. Назначать или отменять лечение самостоятельно категорически запрещено, даже если внешне никаких признаков заболевания не проявляется.

Каждый человек немножко знает, что такое депрессия. Но только немножко. О наличии депрессии можно говорить только при наличии нескольких компонентов: плохого настроения, мыслительной и двигательной заторможенности. К этому добавляются болезни, падает жизненный тонус. И появляется депрессивная идея: самообвинение, самоосуждение, мысли о болезни, самоуничижение. Депрессия – это длительное патологическое состояние.

Все это о взрослых, а что же у детей? Ещё 50 лет назад считалось, что депрессивных состояний в детстве не бывает, но это не так. Дети тоже подвержены этому психическому расстройству.

В раннем детском (1-3 года) и дошкольном возрасте (3- 6 лет) для ребенка мир – это семья, поэтому причина депрессии находится в семье. Чаще всего – разводы, скандалы. Когда родители ссорятся, ребенок может принимать это на свой счет, т.к. он в силу возраста эгоцентричен. Другими травмирующими обстоятельствами могут быть длительная болезнь, смерть близких, рождение другого ребенка в семье, переезд, выход в детский сад. И проблема не в том, что это случается, а в том, что ребенка почти никогда не посвящают в семейные отношения, скрывают смерть родных, уход отца. Родители забывают сохранять контакт и близость, и ребенок чувствует эмоциональную отгороженность.

У детей младшего школьного возраста (6\7-10 лет) депрессию вызывают не только внутрисемейные проблемы, но и трудности, связанные с обучением в школе: смена класса, учителя, переход в другую школу, отставание от сверстников в связи с длительным заболеванием, оскорбительное поведение учителя и т. п.

Какие особенности у детской депрессии?

Важно понимать, что в силу возраста ребенок не может сказать, что с ним. Он не может осознать и передать своё душевное состояние, не может определить тоску или тревогу. Чаще всего дети жалуются на скуку, говорят, что им «печально», «грустно», «хочется плакать», «тяжело на сердце», Скука, слабость, грусть преобладают в первой половине дня. Днём отмечаются усталость, сонливость, головные боли. К вечеру, как правило, нарастает тревога с беспокойным взглядом, суетливостью, напряженностью. Сопровождается это бесцельным бегом по комнате, множеством лишних движений, раскачиванием туловища, метанием из стороны в сторону.

Главной особенностью детской депрессии является то, что она всегда «маскирована», то есть трудно распознаваема из-за обилия жалоб на здоровье (часто принимаемых за астению), негативизма, ворчливого настроения, повышения чувствительности, интеллектуальной недостаточности и нарушения поведения.

При депрессии у ребенка может возникать:

    нарушение питания, рвота, запоры, жидкий стул, боли в животе, нарушение аппетита;

    боли в сердце, нарушение ритма сердца, вегето-сосудистая дистония;

    кашель, нарушение вдоха;

    экзема, нейродермит, псориаз, кожный зуд;

    головные боли, обмороки, головокружения, временные нарушения слуха, зрения, речи (афония – нет голоса), утрата способности стоять и ходить.

    Длительное повышение температуры в пределах 37,1-38,0°C без воспалительного процесса.

Опасность такого проявления депрессии состоит в том, что она ограничивает возможности ребенка. Его начинают оберегать от всего, и ребенок фиксируется на себе и своих болезнях.

Интеллектуальная заторможенность проявляется замедленностью речи, долгом обдумывании ответов на простые вопросы, отказе от игр, требующих умственного напряжения и внимания, нежелании слушать некогда любимые книги. После 6-летнего возраста замедленность мышления нарастает, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала. При этом дети много плачут, причитая, что «все равно будет двойка». Не могут сосредоточиться, становятся крайне рассеянными, забывают приготовить уроки, принести в школу тетради и учебники, жалуются на то, что «силюсь понять и не понимаю».

К поведенческим нарушениям относится грубость, нарушение социальных норм, правил, снижение успеваемости. Вообще проявление депрессии в виде агрессии со спадом работоспособности, раздражительностью и робостью характерно для детей, начиная с раннего школьного возраста. Ребенку трудно встать утром, трудно соображать.

Как заподозрить что у ребенка депрессия?

С ранних лет человек имеет свой характер, свою линию жизни. Поэтому, стоит обращать внимание, если ребенок ВДРУГ:

    Плачет по малейшему поводу: при обиде, замечании или поощрении, при любом вопросе, предложении, приходе в дом постороннего, появлении новой игрушки и т. п.

    Злится, дерётся, ворчит, капризничает, грубит, просто «отбился от рук».

    Безразличен, чрезмерно послушен.

    Начал болеть, потерял аппетит, стал сонливым или его мучает бессонница. Он трудно засыпает, прерывисто спит, просыпается с плачем, видит страшные сны.

    Плохо соображает, плохо учится, недоволен собой.

    Стал бояться остаться одному на всем свете, потерять маму, что мама не придет в детский сад, что по дороге домой она попадет под машину или ее убьют бандиты, «мир погибнет», случится «конец света», «атомная война», «нейтронная война», «люди погибнут», «я умру».

    Неулыбчив, отказывается отвечать на вопросы, недоверчив, не хочет подойти к другим детям.

    Охотнее играет в одиночестве, избегает игр, требующих интеллектуального напряжения и внимания.

    Отказывается от любимых и новых игрушек, игра становится более примитивной, а младшие школьники возвращаются к забытым игрушкам и проводят за игрой весь день.

    Худеет, становится бледным, у него синева под глазами, понурая или напряженная поза, угрюмое или грустное выражении лица, беспокойный или потухший взгляд.

    Перестает отпускать от себя мать, просит взять на руки, покачать, в речи появляются младенческие интонации.

    Начал сосать палец, грызть ногти, кончики волос, воротничок, накручивать волосы.

    Стал медлителен. Он подолгу одевается, часто опаздывая из-за этого в школу, не может бегать на переменах, избегает подвижных игр, на уроках физкультуры выглядит вялыми и неуклюжими.

    Болезненно реагирует на малейшую несправедливость по отношению к себе и другим, испытывают острое сочувствие, в том числе по отношению к животным и неодушевленным предметам.

    Винит во всех проблемах тех, кто окружает: маму, папу, учителя, воспитателей.

Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку?

Родителям не стоит пытаться ставить диагноз самостоятельно и заниматься «самолечением». Если вы подозреваете депрессию у своего ребенка, нужно обязательно показать его специалисту. Депрессию диагностируют психологи. Они не имеют право выносить диагноз, но могут предположить наличие этого расстройства и направить к психиатру или психоневрологу, которые уже определят вид депрессии и подберут лечение, при необходимости, медикаментозное. Хорошо, если психолог и психиатр работают в тандеме и совместно с родителями помогают ребенку.

Дети нуждаются в том, чтобы их видели, слышали, чувствовали, осязали и любили. Чем больше эмоционального и физического контакта у родителей с ребенком, тем лучше. Укрепляйте привязанность вашего ребенка к вам. Как это сделать, хорошо написал Г.Ньюфелд в книге «Не упускайте своих детей». А ещё есть мнение, что ребенку в сутки нужно не меньше 20 прикосновений. В то же время хорошо, если у ребенка есть спокойное пространство, где он может побыть один.

Родители должны понимать, что для ребенка является стрессом любое изменение в жизни, как негативное, так и позитивное. Первое, что может сделать родитель - поговорить с ребенком, выяснить, как он относится к событию. Важно обсуждать с ребенком любые изменения: было так, а сейчас стало вот так. Это касается, в том числе смерти близких. Второе – принять состояние другого, не обесценивать переживания словами типа «да все у тебя хорошо». Непонимание со стороны окружающих только усугубляет депрессию. Поэтому родители могут посочувствовать и дать ребенку погоревать. Для ребенка важно чувствовать, что родители его понимают и не испуганы происходящим. Возможно, стоит снизить требования и учебные нагрузки.

Ребенок так устроен, что его социализация происходит через игру. Он проигрывает любую ситуацию. Поэтому полезно просто поиграть вместе. Дать ребенку возможность самому выбрать сюжет игры или обыграть конкретную тревожную ситуацию.

Родителям важно правильно реагировать на плохое поведение. Лень, нежелание учиться, грубость часто воспринимаются неправильно, и жесткие дисциплинарные воздействия только усиливает депрессию. Учить ребенка делиться своими переживаниями, быть открытым, развивать позитивное мышление – большой труд, как для родителей, так и для детей. Отмечайте даже маленькие успехи, фокусируйтесь на достижениях и надеждах. Вспомните, что получалось хорошо, что доставляло удовольствие, какие совместные занятия радовали и снова начните это делать.

Белоусова Екатерина ,
психолог